Государственный поставщик социальных услуг в Челябинской области с 1935 года

Роль артикуляционной гимнастики для детей

7 981

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.


Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.        

 Артикуляционная гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление недостатков произношения. Она является основой формирования речевых звуков, фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.


Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Все упражнения артикуляционной гимнастики, условно, можно разделить на несколько комплексов: "общие" и "постановочные" упражнения.

Общие упражнения направленны на развитие подвижности органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя проходит посере­дине языка. Этот комплекс рекомендуется выполнять детям, с любыми недостатками звукопроизношения.

Постановочные упражнения направлены на отработку артикуляционных позиций различных групп звуков: свистящих [с, з, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], звуков [р], [л].

    Ещё существует два вида упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребёнок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-10 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.


Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.



Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

• При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

•  К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь логопеда и специальный массаж.

• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

• Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

•  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. В таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.


Полезные советы

- Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка наруше­ны; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них. Обращаем ваше внимание на то, что не рекомендуется одновременно работать над звука­ми, которые требуют подъёма языка [ш, ж, р, л], и свистящими [с, з, ц], при произношении которых язык находится внизу.

- Так же необходимо выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выпол­нение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

- Для выполнения некоторых упражнений вам может понадобиться соска (для детских буты­лочек), шпатель, чайная ложка, стерильный медицинский бинт. Непременное условие – чистые руки ребёнка и родителей.

- Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.

- Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство, если что-то не получается.

Но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!



Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

1. «Окошко» На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).


2. «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать положение на счет до пяти. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.


3. «Хоботок»  Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.


4. «Лягушка-хоботок»  Чередовать выше указанные упражнения.


5. «Лопаточка»  Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.


6. «Трубочка»  Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в "трубочку". Можно придерживать "трубочку" из языка губами.


7. «Толстячок» 

           1.    Надувание обеих щек одновременно.

           2.    Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од­ной щеки в другую).


8. «Худышка» Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.


9. «Накажем непослушный язычок» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.


10. «Причешем язычок» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.


11. «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.


12. «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.



Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, Ц.


1. «Лягушка-хоботок» (описание выше)

2. «Лопаточка»  (описание выше)

3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя». 


4. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается


5. «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.


6. «Трубочка» (описание выше)


7. «Чистим нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.


8. «Качели» (описание выше)


9. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Щ, Ч.


1. «Лягушка-хоботок» (описание выше)

2. «Лопаточка»  (описание выше)

3. «Накажем непослушный язычок» (описание выше)


4. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.


5. «Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

6. «Фокус» Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.


7. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.


8. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.


9. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).


10. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.


11. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ.


1. «Лягушка-хоботок» (описание выше)

2. «Лопаточка»  (описание выше)

3. «Накажем непослушный язычок» (описание выше)

4. «Вкусное варенье» (описание выше)

5. «Качели» (описание выше)


6. «Пароход» Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.


7. «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.


8. «Маляр» (описание выше)


9. «Чистим Верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.


10. «Посчитай зубки» В этом комплексе «считаем» верхние зубы.


11. «Поймай звук Л» Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков Р-РЬ.


1. «Качели» (описание выше)

2. «Маляр» (описание выше)

3. «Чистим верхние зубки» (описание выше)

4. «Посчитаем Верхние зубки» (описание выше)

5. «Лошадка» (описание выше)

6. «Грибок» (описание выше)

7. «Гармошка» (описание выше)


8. «Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).


9. «Комарик» Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».


10. «Моторчик» Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или про­сто прямым указательным пальцем само­го ребенка производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.


Комплекс артикуляционной гимнастики для 
развития подъязычной уздечки

1. «Маляр» (описание выше)

2. «Барабан» (описание выше)

3. «Лошадка» (описание выше)

4. «Грибок» (описание выше)

5. «Гармошка» (описание выше)


images
Зубова Ксения Сергеевна
Логопед
+7
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Правительство Челябинской области
Министерство социальных отношений Челябинской области
Бесплатная юридическая помощь
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Народная оценка качества
Госуслуги без очереди
Областной центр СПИДа
Телефон горячей линии по вопросам ВИЧ-инфекции - 88003000034
Фонд поддержи детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Чат для родитилей и не только