Государственный поставщик социальных услуг в Челябинской области с 1935 года

Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции и артикуляционная гимнастика.

1 613

Формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции включает дыхательные упражнения, стимуляцию голосовых реакций, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику. В процессе еды задействуются те же органы, которые принимают участие в артикуляции, поэтому большое внимание следует уделять правильному кормлению ребенка.

Дыхательные упражнения. В раннем возрасте проводятся упражнения, направленные в первую очередь на увеличение объема дыхания. После легкого поглаживания тела и конечностей ребенка берем его за кисти рук и, слегка потряхивая, разводим их в стороны – вверх. Грудная клетка приподнимается – вдох. Затем, прижимая руки ребенка к его туловищу, нужно слегка надавить на грудную клетку – выдох. Далее одновременно с поворотом головы в сторону с легким потряхиванием в ту же сторону отводится рука – вдох. Возвращение руки и головы в исходное положение – выдох. Аналогично в другую сторону. Далее ребенок с согнутыми коленями лежит на спине. С легким потряхиванием ноги ребенка разгибают – выдох, сгибают – вдох (при возможности руки ребенка кладут под голову). Можно стимулировать к активному выдоху с помощью игровых приспособлений – вертушек, султанчиков, дудочек и т.п.

Стимуляция голосовых реакций. Взрослый напевно произносит звуки гуления (ребенок должен видеть лицо взрослого), легко поглаживая губы ребенка и приоткрывая его рот. Дополнительно можно проводить вибрацию грудной клетки, гортани, области под нижней челюстью. Активизации гуления способствует музыка. Когда ребенок произносит звук или слог, мы должны многократно повторять этот слог, стимулируя ребенка к повторению. Во время голосовых реакций ребенка легко смыкаем его губы, пассивно образуя слоги с губными согласными. Пассивно изменяя положение рта ребенка, достигаем звучания слогов с разными согласными.

Когда ребенок начинает активно произносить звуки и слоги, придаем им сигнальное значение ( «му» - корова, «у» - поезд….)

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции во рту ребенка. Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания и последующего развития речи. Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение 3-х минут ( при отсутствии кожных и соматических заболеваний). Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживания и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

  • От середины лба к вискам
  • От бровей к волосистой части головы
  • От внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и обратно по нижнему
  • От корня носа к височной области
  • От угла рта к козелку ушной раковины
  • От середины подбородка к мочке уха
  • По передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз

Для расслабления мышц шеи проводят покачивания головы ребенка в одну и в другую сторону ( это вызывает некоторое расслабление корня языка).  Массаж в области вокруг губ (рот удерживать закрытым):

  • Массаж для расслабления мускулатуры губ
  • Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ
  • Поглаживание по верхней губе от углов рта к середине (по нижней)
  • Активные движения языка можно вызывать с помощью подкрепления пищей («чупа - чупс»). По подражанию предлагаем выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ и т.п.


Развитие оральной моторики в процессе еды в раннем возрасте самым непосредственным образом связано с нормализацией процесса питания. Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу ребенка для кормления. В процессе сосания груди нужно постепенно снижать объем помощи, чтобы стимулировать активность ребенка. При кормлении из бутылки нужно правильно подобрать размер отверстия в соске (20 капель молока в мин.). бутылку удерживать таким образом, чтобы молоко не выливалось, а активно вытягивалось ребенком. Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой. Чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой, кормящему рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного над верхнее и остальных под подбородком. Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. С 4-5 мес. Необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. Стремимся к тому, чтобы ребенок сам тянулся губами к ложке, а не вкладываем пищу ему в рот. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости в направлении к глотке. Кормление тем проще, чем меньше пищи в ложке(1/3). При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки. По мере развития манипулятивных способностей обучаем самостоятельно пользоваться ложкой. На начальном этапе удерживаем ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой –остальными. Если трудно формируется захват, пробуем «утолщить» черенок ложки с помощью насадок или обертывания (постепенно уменьшая толщину). Для обучения жеванию используется мягкая густая пища - вар. яйцо, вар. картофель, банан и т.п. Взрослый показывает, как нужно кусать и жевать и при необходимости помогает формировать жевательные движения (пассивно двигая челюстью ребенка). Необходимо контролировать оббьем пищи, находящейся во рту и своевременное ее проглатывание. Для снижения гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов.


К профилактическим мероприятиям относится специальная организация социальных условий развития речи – ранней коммуникации. Даже если ребенок не реагирует на общение взрослого, нужно последовательно стремиться к тому, чтобы выработать ответную эмоциональную реакцию.


В процессе общения нужно развивать сенсомоторную сферу ребенка. Смысл не в том, чтобы ребенок просто реагировал на различные слуховые, зрительные, тактильные стимулы. Нужно, чтобы эти стимулы постепенно приобретали для ребенка социальное значение.


images
Зубова Ксения Сергеевна
Логопед
+1
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Правительство Челябинской области
Министерство социальных отношений Челябинской области
Бесплатная юридическая помощь
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями
Народная оценка качества
Госуслуги без очереди
Областной центр СПИДа
Телефон горячей линии по вопросам ВИЧ-инфекции - 88003000034
Фонд поддержи детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Чат для родитилей и не только